city_rat: (крыс кусаби)
[personal profile] city_rat
В комментах к предыдущему посту меня упрекнули в том, что я слишком мало внимания уделил математическим и психофизиологическим основам музыки и вообще истории возникновения современного звуковой системы из 12 темперированных ступеней.

И не буду. Это два традиционных подхода к рассказу об устройстве музыки: физики сразу сносят себе и окружающим голову бесконечными дробями и логарифмами, а лирики - бесконечным количеством запутанных звуковых систем, когда-либо существовавших в истории человечества.

Перелопатив кучу литературы и статей на эту тему, я сформировал довольно стойкое убеждение, что все попытки поверить алгебру гармонией - это поздние попытки рационализации того, что получилось само собой, зачастую не совсем даже не стройно и не логично.

Фундаментальным в музыке является октавный принцип - весь звукоряд делится на интервалы, в которых следующий звук вдвое выше предыдущего. Это ноты, которые воспринимаются, как "одинаковые". Т.е. мы, естественно, отличаем их по высоте, но они не образуют мелодии, воспринимаются, как один "сдвоенный" звук - послушайте

Дальше простые правила заканчиваются. Понятно, что восприятие как интенсивности, так и частоты звука подчиняется неким логарифмическим законам, но это, в общем-то, довольно слабо помогает нам понять, почему те или иные сочетания звуков нам нравятся.

Более-менее уверенно можно сказать, что нашему слуху нравится сочетание звуков 2:3, т.е. когда частота одного звука в полтора раза выше, чем у другого - вот так. Согласитесь - это звучит красиво. Называется "натуральная квинта" и присутствует в большинстве звуковых систем.

Иначе говоря - октава и квинта - совершенные консонансы.

Дальше уже кто во что горазд. Европейцам, например, исторически почему-то нравились сочетания частот звуков 5:6 и 4:5. А у китайцев в их двенадцатиступенном ряду есть сочетания 27:16 и 1771:1331, которые они и считают истинно гармоничными. А есть еще равномерно темперированная пентатоника, где октаву нарубили на пять примерно равных интервалов, и которая вообще никак на наш звукоряд не маппится, хотя и позволяет исполнить интервал довольно близкий к натуральной квинте. Ничего, индонезийцы прутся.

Еще одна священная корова математико-исторического подхода - натуральный звукоряд. Это последовательность звуков в арифметической прогрессии, т.е. через равные частотные интервалы: F, 2F, 3F и т.д. Якобы он "существует в природе". Понятно, что любая частота в реальной среде порождает резонансные обертоны - эти самые кратные звуки. Понятно, что и мозг, и сама механика уха на обертоны тоже обращают внимание в силу их физической сущности. Но послушайте - откуда древнему человеку эти обертоны добыть? Да, некоторые духовые инструменты умеют играть только так. Но духовой инструмент еще построить надо. А у нас пока что музыка - это когда стучишь палкой по звонким камням. Никакой кратностью звуков у соседних случайных камней и не пахнет. Или зажал в зубах жилу, тянешь и дрынькаешь - предок варгана. Высота тона тоже зависит только от силы натяжения, никаких обертонов (если не считать приятного резонанса в твоей собственной неандертальской голове). И т.д. Натягивать ежа на глобус начали только всякие там повернутые на математике греки, а так-то реальные звукоряды с натуральным имеют весьма отдаленное сходство. Ну хотя бы потому, что зажать струну ровно на 1/3, из чего исходят все гармонические построения - довольно сложно на глаз. Гораздо проще - на слух.

И прошу при этом учесть: в современном музыкальном строе нет практически ничего натурального. Даже квинта у нас не совсем чистая, хотя приближение к ней очень хорошее и людей, которые в состоянии уверенно отличить натуральную квинту от темперированной, на Земле единицы. А вот остальные отношения гуляют преизрядно, и легко заметны для тренированного слуха. Да и не только. Вот, например, как звучат математически правильные интервалы:

https://www.youtube.com/watch?v=UKzcCXbUS64&feature=youtu.be&t=75

Короче говоря - спекулировать и рассуждать на эту тему можно очень и очень долго. Конечно, и математика, и физиология слуха, и история музыки - это очень интересно. Но нельзя объять необъятное. В своих заметках ограничусь вполне конкретной задачей: рассказать об устройстве одной конкретной звуковой системы - той, которая для нас наиболее привычна и воспринимается, как наиболее гармоничная. Об исторических корнях, "соседях" и математических закономерностях буду говорить только постольку, поскольку это будет полезно для объяснения устройства обычной современной европейской музыки.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org


 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

city_rat: (Default)
city_rat

July 2016

S M T W T F S
     12
345 6789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Page generated Jul. 25th, 2017 02:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios

Expand Cut Tags

No cut tags